Будьте Здоровы

За последние годы своей деятельности Днепропетровский академический молодежный театр познал разные времена: прошел через немалые финансово-организационные трудности, испытал радость сценических побед и горечь разочарований. Но, неизменным оставались в труппе дух творчества, содружество мастеров. Поэтому, поставленная режиссером, заслуженным деятелем искусств Украины Владимиром Мазуром комедия «Будьте здоровы!» П.Шено, подвела театр к определенным результатам.
Учитывая события, происходящие в социуме, психологию современного зрителя, чье визуальное восприятие специалистов таких профессий, как «актер», «инструменталист», «солист балета», «вокалист» формируется через телевизионные шоу, «Камерная сцена», совершила более, чем правильный поступок, обратившись к комедии П.Шено. Все дело в том, что французские комедии, относящиеся к такому социальному феномену, как «театр бульваров», обладают уникальным свойством. При всей внешней поверхностности и легкомысленности, эти произведения сохраняют в своей основе мораль – категорию, необходимую и в 21 столетии. Адрес спектакля «Будьте здоровы» в труппе молодежного театра весьма широк: от «средних» школьников и до людей почтенного возраста. К тому же, играть такие «легкие» спектакли - довольно не просто, что, в который раз, поднимает уровень актерской труппы.


Интересной, метафоричной и «подтекстовой» оказалась сценография художника, заслуженного деятеля искусств Украины Ивана Шулыка. Обладая житейской мудростью, и острым восприятием разных слоев жизни, мастер воссоздал многофункциональную сценографическую конструкцию, как бы имитирующую не просто квартиру богатого и духовного человека, но и социум, в котором он обитает. Живопись и деньги, антиквариат и деньги, тела и деньги, души и деньги, совесть и деньги. В содружестве с концепцией режиссера В.Мазура, сценография И.Шулыка помогает укрупнению героев, выпрямлению их пути, приподнятости над обыденностью.
В роли экономки Луизы в творчестве заслуженной артистки Украины Любови Аполенис произошел определенный «переворот»: салонная героиня перешла на возрастную трагикомическую роль. Это логично и умно, ибо в роли Луизы актриса предельно органична, естественна и в то же время остро театральна в общении с образом Мсье, иными персонажами. Ее Луиза тяготеет к раздумьям о смысле бытия человека во всей многозначности этого понятия. В отпущенное актрисе сценическое время, Л.Аполенис вмещает судьбу со многими ее нюансами – отсутствием личной жизни у Луизы, несостоявшимся материнством, тайной влюбленностью в хозяина-писателя, восхищением его творчеством. Сложность и необычность задачи заключается в мгновенных переходах от лирико-комических размышлений, прямо обращенных в зрительный зал, к непосредственным переживаниям, а от них - снова к раздумьям: почему люди так циничны? Здесь – глубокое проникновение в сущность характера героини, ее нравственный стержень.
Людовик Мерикур. Яркое дарование актера Игоря Титова растет от спектакля к спектаклю, совершенствуется, обогащается новыми красками. В роли дельца Людовика И.Титов полностью «растворяется» в персонаже, ибо видно, что судьбу человека, попавшего в финансовую западню, актер отчаянно переживает вместе с ним. Вряд ли зритель будет осуждать этого героя: таких, как Людовик – сегодня имеется слишком много в нашем окружении. Актер подводит к, своего рода, анализу: естественно, следовать поступкам Людовика не стоит, но, что же делать мужчине в подобной ситуации? Люси Мерикур в трактовке актрисы Татьяны Тушич предстает одновременно и жертвой обстоятельств, и хищницей, пытающейся, хотя бы не пропасть в гонке на выживание. В голосе и внутреннем состоянии ее Люси ощущается нарастание ужаса: что произойдет с нею и мужем, если они вовремя не вернут деньги?
В роли Вивиан, второй жены Буасьера – актриса Оксана Войтюк. Исполнительница профессионально раскрывает задачу этого образа, заключающуюся в том, чтобы показать, как красивая и легкомысленная женщина попадает в денежные «жернова». Отсюда – четкость внешнего рисунка роли, пластика: красивая вещь тоже хочет пребывать в дорогом обрамлении. Но, Вивиан Оксаны Войтюк - не так проста и однозначна. Она успевает все – и любить итальянца, и считать деньги, и участвовать во всех операциях. Красивый мотылек, порхающий по жизни, вдруг превращается в орлицу, готовую заклевать всех, кто посягнет на ее собственность. Созданный актрисой образ тоже не вызывает осуждения, ибо в нем есть уклон и в драму, и в комедию, и в безысходность. Не будем забывать о том, что за окнами – 21 век.
Ансамбль органично выстраивается на сцене благодаря опытным актерам – Юрию Мокрецову (профессор-хирург Мишель), Владимиру Лакатошу (мсье Атропос), Владимиру Порываеву (Марешаль). Каждый из исполнителей доказывает: фарс, в котором оказываются их персонажи, приобретает и трагические окраски.
…Современная тема, к которой обратился в комедии «Будьте здоровы! » режиссер В.Мазур, помогает определять опознавательные социально-психологические знаки-типажи, своеобразные ярлыки и человеческие характеры. И, даже, если в каком-то из эпизодов можно встретить внешнее изображение явлений, то стандартизация образов необходима для того, чтобы предупреждать современного зрителя: смотрите, такая ситуация может случиться с каждым из вас. А вы сами решайте, как из нее выпутываться. Будьте не только здоровы, но и весьма осторожны!

Кандидат искусствоведения, театровед, доцент, заведующий кафедрой оперной подготовки Днепропетровской консерватории им. М.Глинки А. Тулянцев

Раздел: РЕЦЕНЗИИ